Цель: закрепить знания по изученному разделу, уточнить восприятие прочитанного.
Оборудование: ордена в виде ключей.
Ход урока:
n Сегодня завершаем знакомство с разделом «Летописи». Главным эпиграфом ко всем нашим урокам была фраза из полного названия летописи «Повесть временных лет»: «Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля». Сейчас вам предстоит ответить на вопросы, которые звучали на наших уроках.
n 1 этап проводится по ключевым словам. На доске прикреплены карточки с именами: Олег, Кирилл
Дети выбирают имя, учитель зачитывает соответствующие вопросы.
1 вопрос (Олег) … И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От того ли черепа смерть мне принять?»
- Что Олег сделал далее? (И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила…)
2 вопрос (Кирилл) … Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им все, что сказали славянские князья. И сказали философы…
- Что они ответили царю? (Есть муж в Солуни, именем Лев. У него два сына, искусные философы… Кирилл и Мефодий…)
3 вопрос (Олег) … И попутным ветром подняли они паруса, и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались…
- Чего испугались греки? (Повелел Олег сделать колеса и поставить на них корабли.)
2этап: «Жила-была книжка».
1 вопрос: В очень далекие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, опыт своего народа, его историю и предания они хранили в своей памяти. Те, кто рассказывал предания, пользовались особым почетом и уважением, были желанными гостями на пирах. Как их называли? (Сказители)
2 вопрос: Эти письмена в старину называли священными знаками. Длинными строчками, как в книге, вырезаны на египетских памятниках - змеи, совы, львы, жуки. Вперемежку с ними черточки, крючочки, петли. Одни значки обозначали целое слово, другие—слоги, третьи—буквы. Что это за письмена? (Иероглифы).
3 вопрос: Как называлась древнейшая письменность, созданная Кириллом и Мефодием? (Глаголица и кириллица).
4 вопрос: В древней Руси пользовались пергаментными книгами, но пергамента не хватало, и стоил он очень дорого. Поэтому жители Новгорода, Пскова, Смоленска приспособились писать тексты заостренным костяным стержнем на другом материале. Как он назывался? (Береста).
5 вопрос: Какие буквы были отменены в России после 1917 г. (Фита, «и» с точкой, ять).
6 вопрос: Составлялись летописи иногда по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Кем составлялась летопись? (Монахами).
3 этап: «Блицтурнир».
1 вопрос: Кирилл и Мефодий перевели Апостол, Псалтырь. И какую еще священную книгу они перевели? (Евангелие).
2 вопрос: Почему Олега народ прозвал вещим?
3 вопрос: В каком году было крещение Руси? (988 г.)
4 вопрос: Зачем крещеным славянам понадобилось иметь свою письменность?
5 вопрос: Почему Кирилл и Мефодий решили создать новую азбуку для славян, а не пользоваться уже имеющимися латинским и греческим алфавитом?
6 вопрос: Чем отличается летоисчисление у христиан?
4 этап. Кому принадлежат слова?
1 вопрос: «Сшейте для Руси паруса из паволок, а славянам полотняные». И было так и повесил Олег щит свой на вратах в знак победы… (Олег).
2 вопрос: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе умереть!» (Волхвы).
3 вопрос: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил нас и поучил, и объяснил святые книги; ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их…» (Русские князья Ростислав, Святополк).
Вручение орденов. Подведение итогов.