Четверг, 2024.04.25, 09:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ "Васильевская СОШ"

Категории раздела
Уроки [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Деятельность школы

Главная » Статьи » Уроки » Уроки

Открытый урок по географии в 8 классе "Байкал - жемчужина Сибири"
На доске написаны слова: «Байкал – бесценный дар природы!» ( А. Твардовский).
Учитель: Организация ЮНЕСКО учредила 506 природных объектов всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал. Оно расположено на юге Восточной Сибири. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Как образовался Байкал?».
После выслушивания ответов учитель задает следующий вопрос: «Почему символом озера Байкал «бочка»?»
Ученик: Это омулевая бочка, о которой поется в песне – «Славное море – священный Байкал»
Учитель: Много песен и стихотворений сложено нашими поэтами и композиторами о Байкале. Пишут о нем и ваши сверстники. Вот какое стихотворение написал Н. Найлеушин, ученик Верхнеленской СОШ Байкал – жемчужина Сибири.
Он уникален, наш Байкал.
К нему, красивейшему в мире,
Стремятся все: и стар и мал.
Чисты, прозрачны его воды,
По глубине им равных нет.
Такой вот памятник природа
Произвела на белый свет.
И триста речек шумных, быстрых,
Порожистых и озорных,
Несут потоки вод неистовых,
С уступов, падая, крутых.
Но лишь одна имеет право
На расточительство добра –
Берет начало из Байкала
Стремительная Ангара.
1-й ученик: Байкал – слово тюркское и происходит оно от слова «Бай-куль», что означает – богатое озеро. В нем сосредоточено около 1/5 мировых запасов пресной воды и 4/5 запасов пресной воды нашей страны.
2-й ученик: Байкал – древнейшее озеро. Оно образовалось 25 млн. лет назад. Это озеро тектонического происхождения. Его формирование еще не закончилось, так как берега озера продолжают расходиться со скоростью 2 см/год. По объему воды оно в 95 раз больше Азовского моря. Байкал – самое глубокое озеро мира. Его глубина – 730 м., а максимальная – 1620 м.
3-й ученик: В настоящее время известно в Байкале 1550 видов животных и 1085 видов растительных организмов, причем ¾ из них присущи только Байкалу. Пополнение видового состава идет непрерывно.
Учитель: 70% всех организмов – эндемики. А что такое эндемики?
4-й ученик: Это растения и животные, которые встречаются только в одном, определенном месте.
Учитель: Каких эндемиков Байкала вы можете назвать?
5-й ученик: Это омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, голомянка, губки и т.д.
Учитель: На доске записаны цифры. Я прошу вас расшифровать их в течение 2 мин. 636 км. 40 м. 25 млн. лет. 336 31,5 тыс.км. 25 – 80 км. 23 тыс.км. 2630 1620 м. 70%
К классной доске выходит один из учащихся и делает расшифровку записи.
Учитель: В Байкале обитает 58 видов рыб. Я вам предлагаю ребус. Вы должны отгадать, какие слова в нем спрятались. Ищите начало названия в первом из предложенных слов. Окончание – в последнем. Ребус: Лес – плащ, плотник – трава, лиса – конь, сани – нарзан, тайга – камень, рана – лимон, соль – ком, щур – мука, село – куница, хата – рис – уксус, сон – крот – стога, пенка – кран – сила.
Учитель: Я задам вам несколько вопросов, а вы постарайтесь на них ответить.
1. Какая самая большая рыба водится в Байкале? (Байкальский осетр. Его вес достигает 130 кг, длина – около 2 м.)
2. Назовите самую маленькую рыбку Байкала. (Бычок Гурвича. Его вес – 2 г.)
3. Назовите самую многочисленную рыбку в Байкале. (Голомянка).
4. А чем эта рыба отличается от других? (Она живет на глубине 1200 м. У нее нет чешуи, она живородящая. 30% массы ее тела – жир).
5. Где использовался раньше жир голомянки? (Для освещения домов жителей Байкала, а в войну из него готовили мази, для заживления ран у бойцов).
Учитель: Омуль – самая многочисленная промысловая рыба Байкала. Взрослый омуль имеет вес до 5 кг. и достигает более 50 см. Любит температуру воды от 9 до 12 градусов. Может опускаться на глубину до 250 м. Живет до 25 лет. Вылавливают омуль в возрасте 6-7 лет. Питается он рачками, личинками и насекомыми. В Байкале живут разные популяции омуля: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская, посольская и баргузинская. Самый многочисленный омуль – селенгинский. Самка омуля выметывает до 30000 икринок. Если бы рыбки выживали, то Байкал был бы заполнен омулем и рыбы было бы больше, чем воды. Но этого не происходит, так как из 10000 икринок до взрослой особи выживает только 5 – 7. А теперь скажите, почему воды Байкала такие чистые?
6-й ученик: Во-первых, берега озера сложены кристаллическими породами. Они трудно вымываются и дают мало взвеси. Во-вторых, в озере живут рачки-«дворники» – эпишура и макрогиттопус. В-третьих, сама вода способна к очищению.
Учитель: Какова роль эпишуры в необыкновенной чистоте воды?
7-й ученик: Этот маленький рачок 15 мм. Длинной очищает 15 м. кубических воды в год. Если эпишура погибает, то и воды Байкала лишаются своей чистоты.
Учитель: Какие меры принимаются для охраны озера, чтобы сохранить этот уникальный памятник?
8-й ученик: Создано на его берегах два национальных парка – Прибайкальский и Забайкальский. Заповедники: Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский, Дтергинский.
Учитель: Чем заповедник отличается от заказника или национального парка?
9-й ученик: На территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность. Нельзя даже собирать ягоды, ловить рыбу, охотиться. Туристы тоже туда не допускаются.
Учитель: Современник, ты мой собеседник, Чем встревожен, молчишь отчего? Приглашаю тебя в заповедник. Ты входи без боязни в него.
10-й ученик: Байкало-Ленский заповедник был создан в 1986 году на территории Качугского и Ольхонского районов. Его площадь 660 тыс.км, большая часть которого находится на территории Качугского района. Основан он с целью охраны уникальных уголков нашей страны. Этот оберегаемый клочок земли интересен тем, что здесь обнаружены древнейшие на земном шаре вулканы, а также прекрасно предоставлена высотная поясность. Пройдя от берега Байкала до гор, можно посетить каменную полупустыню и благоухающую разнотравьем степь, смешанный лес и кедровую тайгу, переходящую в лиственную, альпийские луга и гольцевую зону, покрытую снегом даже в летнюю пору. Чуть наклоненные в сторону озера широкие конусы выносов горных рек через 5-7 км. Сменяются горными вершинами. Каждая вершина имеет свой неповторимый облик. Тут берет начало великая Лена – «Сибирская Волга», как величают ее местные жители. На территории заповедника произрастает 800 видов высших растений, из них 12 видов занесены в Красную книгу России. Одно из таких растений – Лук Алтайский или Дикий Батун. Это крупные до 1 м. высотой растения, имеющие съедобные луковицы величиной с кулак. Сейчас он произрастает только в труднодоступных местах. Под угрозой исчезновения находится Лапчатка Бесстебельная, Полынь Холодная, Осока Твердоватая, Кандык Сибирский, Калипсо и др. В заповеднике живут все обитатели тайги, от белки до медведя, включая тех, которые стали редкими: выдра, черношапочный сурок, черный аист, многие хищные птицы, в том числе совы. В нем обитает 5 видов оленьих: лось, изюбр, северный олень, косуля, кабарга, численность и размещение которых зависит от высоты снежного покрова. Кабаргу называют сибирским «кенгуру». Благодаря заповеднику увеличилась численность соболя – «мягкого золота», а было время, когда число снизилось до критического уровня. Ихтиофауна представлена такими промысловыми рыбами, как хариус, ленок, сиг, валек, место обитания и нерестилища которых находятся в реках заповедника. Но на Байкал надвигается беда. Будут ли жить там омуль, тюлень? Как сохранить заповедное озеро, Чтоб его воды не «целлюлозило»? Воды озера Байкал уже не способны к самоочищению. Только в 1997 году площадь придонного загрязнения увеличилось, по оценке ученых, на 25%. В воде обнаружены даже самые ядовитые вещества – токсины.
9-й ученик: В зоопланктоне, в байкальских рыбах, яйца гнездящихся по побережью птиц обнаружены диоксиды. Они действуют, прежде всего, на эндокринную систему человека, вызывая риск опасных заболеваний.
Перечислю источники диоксидов:
1. Окисление и сжигание органических веществ;
2. Металлургия;
3. Химическая промышленность;
4.Дикий туризм на Байкале;
5. Целлюлозно-бумажная промышленность.
Учитель: Поэтому правительство России принимает меры по закрытию ЦБК на территории Иркутской области и в Бурятии. Только мы можем сохранить чистоту озера Байкал – объекта «Всемирного наследия». Урок я хочу закончить словами Н. Надеждиной из статьи в газете «Ленская правда»: «Наш закон гласит, что народ сам должен охранять природу – свое богатство. Народ – это мы с вами, вся наша страна – взрослые и дети!». От себя добавлю: «Охранять природу – значит охранять свою Родину!».
Категория: Уроки | Добавил: vassoch (2009.12.04) | Автор: Ермолаева Наталья Алексеевна
Просмотров: 8000 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 2
2 Светлана  
0
Спасибо за разработку

1 S.T.A.L.K.E.R.  
0
Огромное спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz