Форма проведения: беседа за круглым столом. Воспитательные задачи:
1.Приобщение учащихся к чтению научно-популярной литературы.
2. Развитие познавательного интереса.
3. Формирование уважительного отношения к миру природы.
Подготовительный этап.
1. Подобрать группу активных участников Круглого стола. 2. Отобрать подсобный материал из научно-популярной литературы о мире животных (или растительном)
3. Вместе с участниками Круглого стола и Ведущими составить ряд вопросов для предварительного обдумывания и подготовки. Вопросы, например, могут быть такими:
— Откуда ты черпаешь знания о мире животных?
— Имеешь ли ты постоянное общение с представителем мира животных?
— Что интересного ты мог бы рассказать о животном, тобой наблюдаемом?
— Можешь ли ты сказать, что животному в твоем доме хорошо живется, если ты держишь дома какое-то живое существо?
— Знаешь ли ты какую-то интересную книгу о мире животных? Можешь ли ты ее порекомендовать своим товарищам? 4. Создается техническая группа из учащихся класса, которые готовят внешнее оформление классной комнаты (фотографии, плакаты, книги, отдельные высказывания ученых о мире животных)*?
Содержательная часть классного часа.
В е д у щ и й: Сегодня мы проводим классный час из цикла «Природа и мы». В прошлый раз мы говорили об отношении человека к миру растительному, сегодня предметом обсуждения станет мир животных. Форма разговора несколько необычная. У нас еще ни разу не проводился Круглый стол, поэтому я скажу несколько слов о правилах ведения разговора. Мы поставим для обсуждения несколько вопросов. Ребята, которые сидят рядом со мной, подготовили короткие выступления по нашему вопросу. Но порядок выступления нами не определен: пусть он складывается так, как обозначится ход нашей мысли. В разговоре принимают участие все ребята — потому мы и сидим как за круглым столом: у нас нет главных и второстепенных участников — все равны вправе выступить и высказать свое суждение. Итак, первый вопрос для обсуждения
— «По литературе можно заметить, что интерес к миру животных в настоящее время чрезвычайно высок. Чем объясняется этот острый интерес?»
У ч е н и к: У такого вопроса есть несколько ответов, но один мне кажется более основательным. Ответ этот находишь в книге немецкого ученого Фишеля «Думают ли животные?». Когда изучается мир животных, то тем самым изучаются многие явления психологии человека. Изучение животных помогает понять самого человека: ведь человек — наивысшая ступень развития животного мира. В книге этой есть такой пример: изучается мышление обезьяны; почти всем обезьянам свойственно решать задачи путем «пробующего движения». Так, обезьяне показали на подвешенный банан — она начинает сначала прыгать, пытаясь его достать, потом берет палку и бьет по банану. Ее действия напоминают действия какой-нибудь машинистки... Пишущая машинка внезапно перестала работать — машинистка ударяет по ней, и машинка вновь заработала. Каждому ясно, что здесь речь идет о пробующем движении, без предвидения результата. Оказалось, что человеку-малышу (примерно до трех лет) свойственно решение задач путем такого вот «пробующего» движения. Принципиально такое решение нисколько не отличается от решения обезьяны. А это значит, что некоторые особенности развития мышления человека можно изучать на животных.
У ч е н и к: Мне кажется, все обстоит проще. Я читал в газете, что любовь и интерес к животному миру проснулись в человеке именно сейчас, особенно потому, что современный человек, в век научно-технической революции, потерял близость к природе. И его обращение к миру животных - это попытке восполнить то, что утеряно. Все, кто пишет о животных, как правило, пишут о них с огромным удовольствием. Им доставляет удовольствие само общение с этим миром природы. Я тоже приведу пример из книги. Тот, кто читал «Кольцо царя Соломона» Конрада Лоренца, гот помнит, как Лоренц выводил детенышей утки кряквы на прогулку. Так как утята «считали» Лоренца своей мамой, потому что он оказался первым движущимся «предметом», когда они появились на свет, то они и ходили за ним следом, Лоренцу приходилось крякать да еще опускаться на полусогнутые ноги, чтобы его кряканье утята слышали. Процессия производила комичное впечатление. И вот однажды процессия двигалась вдоль забора, и когда Лоренц поднял голову, он увидел поверх забора онемевшие лица пораженных людей: люди в траве не видели утят, но зато наблюдали, как пожилой седой мужчина передвигается в полуприсяде и громко крякает. Можно представить, что подумали о нем эти наблюдатели! По сам Лоренц получает от общения с представителями фауны такое удовольствие, что все трудности и даже опасности общения с животным умаляются
В о п р о с – р е п л и к а с м е с т а: Какие опасности в работе с утятами? А с хищниками не надо ходить на прогулки! Тогда опасности не будет!
У ч е н и к: Есть опасности и в работе с самыми безобидными животными. В книге, о которой я говорю и которую вот принес с собой (показывает книгу), рассказывается о случае трогательной дружбы автора с галкой. Галка так привязалась к человеку, что порывалась его накормить червями. И, так как это не удавалось, то птица засовывала корм в... ухо друга-человека! Но удовольствие, которое дает общение с миром природы, превосходит все количество неудобств и трудностей.
У ч е н и ц а: Я специально выписала из книги Дарелла для нашего разговора следующее. Послушайте: «Я поднимался, расправляя онемевшие члены, и брел через лес, и свет моего фонарика казался таким слабым и жалким среди огромных безмолвных деревьев. Вот они, тропические дебри, — дикие, опасные, кошмарные, если верить иным книгам. А для меня — прекрасный, удивительный мир, мир больших и малых растений и животных, таких различных и вместе с тем зависимых друг от друга, будто кусочки исполинской мозаики... Здесь мир волшебной красоты, ожидающий, чтобы его исследовали, изучали, понимали!»' Многие из нас читали книги Джеральда Дарелла: «Моя семья и звери», «Путь кенгуренка», «Зоопарк в моем багаже» и получали наслаждение и от того нового, что узнаешь о природе, и просто от того, как он прекрасно рассказывает об этом волшебном мире. После прочтения книг этого ученого-писателя совсем иначе начинаешь относиться к животным, повседневно тебя окружающим. Начинаешь видеть, какие они интересные.
У ч е н и ц а: У меня есть книга Дарелла «Путь кенгуренка». Я тоже для Круглого стола подбирала материалы. И вот что я хочу прочитать.
В е д у щ и й: Это не уведет нас далеко от поставленного вопроса?
У ч е н и ц а: Нет. Я помню. «...В соответствии с лучшими образцами литературы о джунглях, королевской кобре полагалось злобно шипеть, броситься на нас... Кобра явно не читала нужных книг... Она испугалась нас не меньше, чем мы ее... Если можно говорить о выражении лица змеи, то у этой кобры оно было чрезвычайно удивленным. Она круто затормозила, остановилась и несколько секунд смотрела на нас, высунувшись из воды... Змея отнюдь не собиралась тратить на нас свой драгоценный яд. Она повернулась кругом и полным ходом поплыла вверх по реке. В тридцати метрах от нас кобра выбралась на берег и ринулась в лес с такой скоростью, словно за ней гнались по пятам»', В этом отрывке тоже ответ на вопрос: «Зачем надо знать мир природы?» Его надо знать, чтобы спокойно жить на земле, не строить нелепых догадок о его тайнах, как это делали древние, слагая невероятные выдумки о поведении животных.
У ч е н и к: Знания мира животных могут обернуться и экономической выгодой для человека. Я помню, как меня поразил факт из книги Тинбергена «Поведение животных». Там рассказывается о том, как администрация одного крупного аэропорта истратила две тысячи фунтов стерлингов на то, чтобы отпугнуть со взлетных полос аэродрома птиц, которые сталкивались с реактивными самолетами. Был закуплен нафталин и посыпаны им взлетные полосы. Но... нафталин не беспокоил птиц. Дело в том, что у птиц слабо развито обоняние! Конечно, нельзя отрицать и чистого удовольствия, так сказать, духовного наслаждения, которое дает общение с природой. Но нельзя недооценивать и. экономико-материальную сторону знания природы. В Красную книгу записаны не только растения, о которых мы говорили в прошлый раз, но и животные. И сколько видов! И часть из них имеет экономическое значение для человечества.
В е д у щ и й: Мы пока говорили о животных, с которыми общение происходит через книги. Интересно было бы поставить вопрос таким образом: «А чем интересен для нас лично мир животных, тех животных, с которыми мы непосредственно общаемся дома? Ведь у нас, у многих дома имеются какие-то животные. Чем они интересны для нас?"
У ч е н и ц а: Причины те же самые. У меня дома кошка. Ее зовут Изольдой. Это очень красивое животное. На нее смотреть прямо-таки одно удовольствие. Мне тренер всегда советует следить внимательно за движениями кошки и учиться у нее грации. То есть, я хочу сказать: общение с этим животным для меня лично и полезно, и приятно.
В е д у щ и й: Сколько сразу желающих взять слово! Это потому, что у нас почти у каждого дома имеется какое-то животное. Наверное, некоторые хотят скапать про свою собаку?
Реплики с места: «Да! Собаки же интереснее и умнее, чем кошка».
В е д у щ и й: Именно поэтому я п предлагаю взять слово тому, у кого дома... рыбки. Обыкновенные рыбки в аквариуме. Зачем их заводят?
У ч е н и к: Мой один хороший знакомый говорит, что тот, кто, не зная предмета, говорит о нем пренебрежительно, не может быть культурным человеком... Это я в защиту рыбок аквариумных. Они так же интересны, как собаки и кошки, тигры и обезьяны. У них тоже — красота! И характеры свои у них тоже есть. Когда я подхожу к аквариуму, они все приплывают ко мне.
Реплика с места: Не к тебе. К кормушке.
У ч е н и к: Ну и пусть к кормушке. А я считаю, что ко мне. Я их друг — без меня они погибнут. Они же знают, что раз я появился — их станут кормить. Они беззащитны. У них никого нет, кроме меня. И я считаю, что рыбки нужны человеку, потому что они тоже дают ему радость, когда он приносит радость им.
Реплика с места: Так кто кому радость приносит?
У ч е н и к: Красота всегда приносит радость. Если бы вы посмотрели, как плавает рыба, как она движется — понаблюдали бы, вы бы увидели, что есть более грациозного существа. Мы — бегемоты по сравнению с плавными и изящными рыбами.
В е д у щ и й: Не надо сердиться. Мы специально попросили посмотреть в литературе что-нибудь о рыбах, птицах, ежах, которые нам кажутся неинтересными животными. Давайте послушаем.
У ч е н и к: Я приведу три примера из книги «Думают ли животные?». Примеры того, как изучать животных. Методы изучения психики животных самые разнообразные. Но есть среди них и достаточно простые, так что, мне кажется, дажe мы могли бы такие методы исследования применять в домашних условиях. Например, желая проверить, различают ли рыбы цвет, в аквариум помещают четыре одинаковой формы колпачка, кормушки конусообразной формы, выкрашенные в разные цвета: красный, зеленый, желтый и синий. Только в один из них, в желтый, помещают пищу для рыб. Рыбы скоро усвоили, что только один цвет указывает на присутствие пищи, и приплывали за пищей лишь к этому колпачку — кормушке. Каждый владелец аквариума может научить без труда своих рыбок различать цвета. Как говорят сегодня ученые, самые восприимчивые рыбы в опытах такого рода — это пескари. Обычно рыбы после нескольких кормежек плывут на цвет, даже, если кормушка оказывается пустой. Понятно, что они вполне могут различать хозяина и плыть к нему. Или второй пример — опыты по дрессировке ежа. Сначала за легко отодвигающимися дверцами клали пищу ежу. Он научился через некоторое время носом отодвигать дверцы. И когда он научился это делать, корм стали класть только за дверцей серого цвета, а стоило ему просунуть нос за желтую дверцу, как он получал легкий удар по носу. В ответ на это еж вообще прекратил попытки открывать желтую дверцу, переключив все внимание на серую. Видите, он оказался более умным, чем мы думали. Третий пример. Опыты показали, что после достаточно длительной и последовательной тренировки птицы могут отличить 4 от 3,. 4 от 5, 6 от 4, а иногда даже 5 от 6 зерен. Но не могут отличить 6 от 7. Очевидно, 6 является наибольшим количеством, которое может различить и запомнить птица.
С м е с т а: Какие это птицы?
У ч е н и к: Опыты проводились с голубями, попугайчиками, галками и воронами. Интересно, что проводились даже контрольные испытания для голубя. Ему давалось съесть пять зерен, но, натренированный на четыре, он остановился перед пятым зерном, а затем нерешительно и неохотно удалился. Таким же интересным испытаниям подверглась галка: ее научили открывать коробочку с пищей, на которой сверху нарисованы три точки. Когда же ей потом дали коробочку, на крышке которой лежали три мучных червя на одной и четыре — на другой, галка подходила к коробке с тремя червями и поедала их, а четырех неизменно оставляла: Я привожу эти примеры, чтобы показать, как много еще неизвестно о мире животных. И чем больше мы знаем, тем больше начинаем понимать, как интересна природа.
В е д у щ и й: Будут ли возражения против такого утверждения? Нет? Да, наверное, надо согласиться с тем, что нет неинтересного в природе; что то, что мы считаем неинтересным, это то, чего мы не знаем.
Р е п л и к а с м е с т а: не только к природе такой вывод относится
Веду щ и й: Разумеется. По мы не говорим сейчас о чем-то другом. Наша задача определить наше отношение к миру животных.
У ч е н и ц а: Никто не сказал о том, что природа помогает нам понять какие-то вопросы жизни.
В е д у щ и й: Об этом уже ребята говорили.
У ч е н и ц а: Я имею в виду не то, о чем говорили, не о познании научном. Я имею в виду то, что отношение к животным имеет огромное значение. Впрочем, я поясню это на. примере. В книге Тинбергена «Осы, птицы, люди» я прочла: эскимосы Гренландии по-разному воспитывают своих ездовых собак. Восточная часть Гренландии дает примеры жестокого обращения с собаками, а в западной части эскимосы почти не прибегают к кнуту, дрессируя собаку. А в результате собаки восточные отличаются плохой обученностью, они злые и плохо работают. А собаки западные имеют хороший характер и более высокую обученность. Путешественники всегда предпочитали брать собак западной части. Этот пример мог бы послужить указанием к тому, какое обращение, мягкое или жестокое, лучше. В какой-то мере это относится и к людям, к их воспитанию.
В е д у щ и й: Можно ли сказать, что это так и что воспитание действительно может опираться на данный пример?
У ч и т е л ь н и ц а: Да, это так. Сегодняшняя педагогика не станет возражать против того, что пример с собаками эскимосов — иллюстрация одной из закономерностей воспитания.
У ч е н и ц а: Я вспомнила еще ример. Если крысу учить ходить по лабиринту к своему домику-гнезду и давать ей корм как поощрение, то обучение идет быстрее, чем если ее наказывать за ошибки в поисках пути по лабиринту. Принципиально это ничем не отличается от примера с собаками эскимосов. Да и мы сами, как здесь пытались сказать, на собственном примере могли бы подтвердить это.
В е д у щ и и: Конечно. Такое совпадение не случайно. Человек тоже явление природы. Отличается лишь разумом. У ч е н и к: Есенин писал: «...и зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Потому и называл животных «братьями меньшими», что они не имеют разума человеческого.
В е д у щ и й: А значит, менее защищены. А какие-то животные совсем беззащитны перед человеком разумным, создающим машины и преобразующим природу. Мы подошли к последнему вопросу нашего разговора «Хорошо ли живется нашим животным у нас доме?! Этот вопрос мы предполагали задать каждому, у кого дома содержатся животные. Так что все равно, кто начнет на него отвечать
У ч е н и ц а: Я думаю, что моей кошке живется хорошо. Bepнее, я так думала раньше. А теперь — надо последить за ее coстоянием.
В е д у щ и й: У нас получился интересный разговор. И полезный. Понятно, что он не доведен до своего логического конца. Но в этом нет необходимости. О многом мы задумались здесь, размышляя. Главное — мы увидели, что есть такой мир, о котором нельзя не заботиться и не помнить. В заключение мне хотелось бы просто прочесть вам стихи... Есенина «Дай, Джим, на счастье лапу мне!»… (читает стихи).
В е д у щ и й: Спасибо всем за беседу. Всего доброго. |