Четверг, 2024.04.25, 07:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ "Васильевская СОШ"

Категории раздела
Уроки [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Деятельность школы

Главная » Статьи » Уроки » Уроки

Элективный курс по литературе "Родной земли души и память" 11 класс
Пояснительная записка
Профильное обучение в старших классах общеобразовательной школы призвано повысить качество общего образования и обеспечить глубокую специализированную подготовку учащихся с учётом их индивидуальных склонностей и способностей. В школе оно реализуется за счёт углубленного изучения отдельных предметов.
Современный образовательный процесс предполагает не только приобщение к общечеловеческим ценностям, но и усвоение ценностей национальных. Наиболее ярким показателем культуры народа является язык, отражающий его судьбы, нравы, традиции. Предполагаемый курс по выбору направлен на углубленное изучение литературы; позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в её лучших образцах.
Цель программы:
- познакомить учащихся с творчеством Волгоградских поэтов-современников;
-научить анализировать и оценивать литературные произведения;
-получить представление о жизненном и творческом пути поэтов родного края;
-развивать и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Материал курса рассчитан на 10 часов в 11 классе. Предлагаемый курс позволяет учащимся старших классов познакомиться с творчеством Волгоградских поэтов-современников, получить представление о жизненном и творческом пути поэтов родного края.
Программа составлена в соответствии с принципами общей дидактики:
 - научности (опирается на основные положения современного литературоведения);
- развивающего обучения (предполагает исследовательскую работу учащихся);
- воспитывающего обучения (творчество поэтов рассматривается как важнейшая, неотъемлемая часть русской культуры и одновременно как средство приобщения к ней). Занятия курса предполагают разнообразие ученической деятельности: исследование, подготовку и выступление с докладом, диспут, анализ стихотворений, выразительное чтение и чтение наизусть. Таким образом будет решаться основная задача современной школы - переход от человека образованного к человеку культурному.
Методический материал
Виды учебной деятельности:
Во время проведения занятий необходимо стремиться к осознанному, творческому чтению стихотворений. Используя различные средства, добиваться выразительного чтения, заучивания наизусть. Учить анализу текста, выявляющего авторский замысел и различные средства его воплощения; определять мотивы поступков героев и сущности конфликта.
При проведении занятий используются различные виды учебной деятельности:
Слушание и конспектирование лекции. Подобная деятельность достаточно редка при проведении занятий элективного курса. Однако она требует от учащихся определённых умений:
-слышать и понимать услышанное;
-отбирать нужную информацию;
-конспектировать текст лекции учителя для сохранения информации на длительное время. Чтобы помочь учащимся отбирать из лекции наиболее важное, учитель может использовать следующие приёмы:
-интонация: паузы, повышение тона, логическое ударение;
-диктовка под запись; -повторение основных мыслей;
-фиксирование главного на доске и др.
Учащихся можно познакомить с общепринятыми знаками записи услышанного: «равно», «не равно», «больше», «меньше», «сравнение», а также правилами сокращения слов: сокращенное слово должно оканчиваться на согласную, у слов обычно сокращается средняя часть.
Наблюдение. Этот приём будет основным при анализе стихотворений. Наблюдения помогут им не только увидеть языковую специфику стихотворений, но и систематизировать свои знания в правилах стихосложения.
Составление пятистиший (синквейнов)
Учитель должен научить ребят составлять пятистишия. Они с удовольствием работают над этими необычными по форме речевыми произведениями.
Синквейн включает пять строк:
Первая строка – ключевое слово – существительное.
Вторая строка – два определения – прилагательных к нему, заключающих существенные признаки.
Третья строка – три глагола, раскрывающих действие (ощущение), производимое явлением, обозначенным ключевым словом,
Четвёртая строка – предложение из 3-5 слов, в которых объяснена суть ключевого слова. Пятая строка – метафора (одиночное существительное) к ключевому слову.
Языковой тренинг. Это основной вид работы учащихся над языковыми особенностями стихотворений. Он предполагает тренировку учащихся в разных видах языкового разбора:
- распознавание языковых единиц,
- выявление их специфики на основе сопоставления с другими,
- определение основных признаков языковых явлений и их квалификация,
- наблюдение над функционированием языковых единиц в стихотворном тексте.
Речевой тренинг. Это различные формы работы со стихотворением в плане развития речи:
- моделирование ситуации, в которой или по отношению к которой можно использовать конкретное стихотворение,
- создание по стихотворению текста определённого стиля и жанра,
- выразительное чтение стихотворений,
- чтение стихотворений наизусть.
Творческий отчёт. Данный вид деятельности предполагает презентацию самостоятельно проведённых исследований. Учащимся уже на первых занятиях могут быть предложены темы для исследования. Сообщения учащихся оформляются в виде докладов, которые затем могут быть представлены как выступления на научных конференциях
 
ПРОГРАММА КУРСА
Урок 1. «Мы любили огнём небесным…» Жизнь и воспоминания донского поэта Александра Максаева.
Урок 2. Творчество А.В.Максаева (поэма «Степанида», «Старый окоп», стихотворения, воспоминания друзей, родственников, земляков поэта, стихи, посвящённые ему).
Урок 3. «…Да будьте все счастливыми…». Обзор творчества Лилии Шевцовой.
Урок 4. «Запутался я в жизни этой…». Обзор творчества Николая Дранникова.
Урок 5. «…Признаюсь, я мнил себя героем». Обзор творчества Артура Корнеева.
Урок 6. « Я верчусь в кругу и друзей, и дел…». Жизнь и воспоминания известного поэта Владимира Овчинцева.
Урок 7. Обзор творчества В.П.Овчинцева (сб. стихов «По раннему снегу», «Солдатское поле», «Звезда полупустыни»).
Урок 8. Обзор творчества В.П.Овчинцева. (продолжение) (Поэма « Избицкий дом», сб. стихов «Посвящение», «Года к суровой прозе».
Урок 9. «Капустник». Шутит Овчинцев, шутят над Овчинцевым.
Урок 10. Подведение итогов. Защита творческих работ.
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку № 1
Поэзия Максаева – та золотая страница духовной летописи Донщины, которую обязаны знать и любить потомки, осознанно отделяя её от словесной завитушечной шелухи, выдаваемой ловкачами и хватами за истинную речь казаков. Тонкий лирик, душевно честный человек, получивший столичное литературное образование, Александр Васильевич Максаев ни на минуту не прервал сыновней связи с малой родиной, до конца служил только ей, оберегая и прославляя чистоту отеческой самобытности.
Его стихи не раздражают нарочитостью «каляканья» и «гутаренья», но изумляют до восторга простой речи и ясностью мысли.
Лихая урочная память –
Живучая молодость строк!
В них удали хлёсткое пламя
И вязкая горечь тревог.
И жгут они душу и ранят,
Коль с думой и чувством в ладу.
А впрочем, пока ещё рано
Мне ставить под ними черту.
Как буйному, рослому саду,
Мне в жизни ещё суждены
Крутая тоска листопада,
Густые весенние сны…
Как всякий настоящий поэт, Александр Максаев умел чувствовать грань допустимого, за который вкус превращается во вкусовщину, колорит – в пошлую цветастость, истина – в пародию. Бессмысленно подражать самобытному таланту. У него можно лишь учиться, и то до определённого предела, ибо велик риск потерять пусть и не великое, но своё. У Максаева следует учиться главному и самому трудному – культуре мысли, суровой жестокости к себе, к творчеству. Его хуторские молодки, чабрецовые степи, снегопады и стрепета останутся максаевской красотой и правдой, болью и радостью. При жизни Максаева в таком объёме его стихи не публиковались. Более десятка поэтических книг стандартного для тех лет объёма открывались то одной, то другой гранью. Для многих, привыкших считать Максаева исключительно певцом родного края, станут открытием стихи на тему войны, его философские осмысления, некоторые поэмы. Но о чем бы он не размышлял, что бы ни пел – речь его чиста и лирична, мысль глубока, чувство трагично.
Но не слабость, не старые годы,
Не семейная боль – белена –
Вас сгубили былые невзгоды,
Вас нещадно добила война.
И теперь, обживая навечно,
Бередите сторожную новь,
Где желанная тишь – бесконечна
И бессмертна, как время, любовь!
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку № 3
Лилии Шевцовой не пришлось при жизни обрадоваться первому отдельному изданию книги своих стихов. Но случилось чудо: её товарищи по литературному объединению «Патриот» при гарнизонном Доме офицеров бережно собрали самые яркие крупицы её творчества.
Песни мои украинские
В пёстрый веночек увиты,
Ласки хранят материнские,
Говоры звонкого жита.
Годы, как вёрсты, предлинные
Я по России шагаю,
В песни вникаю старинные,
Русским певцам подпеваю.
Но не забыть материнские
Про чаенят, огирочки…
Русские и украинские
Песни в едином веночке.
В 1970 году, завершив вместе с мужем службу в рядах Советской Армии, врач Шевцова переехала из Капустина Яра на постоянное местожительство в Волгоград. Она была не только замечательным врачом, специалистом своего дела, она была ещё человеком кристальной души. Кто знал её по работе, потом по литературному объединению при Волгоградской писательской организации и Доме офицеров, - подтвердят это. На окружающий мир, на всех без исключения людей она смотрела радостными, даже восхищёнными глазами. У неё не было неприятелей, вокруг неё были только друзья. Всех окружающих она вызывала на искренность и дружбу. Лилия Шевцова, несомненно, была талантливым человеком. И стихи она писала не обязательно для напечатания, а по потребности души, своего сердца. Поэтому почти все её строки, пронизанные лучами солнышка, трепетны, искренни и, несомненно, поэтичны. Вероятно, это ещё её песенная душа!
Будут счастливы люди…
Пусть я им не чета,
Но душа моя будет
Перед ними чиста.
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку № 4
Странно. Удивительно, но уже несколько десятилетий в России нет великого национального поэта. Нет ни в чиновной и падкой до всего свеженького Москве, нет и в надменном Питере. Прежде поэты рвались в столицу из провинции и обретали величие. А теперь провинция, повинуясь модному материнскому инстинкту, предпочитает придерживать свои таланты за нагретой пазухой и как можно дольше не отпускать их на все четыре стороны, на произвол судьбы. А лучшие русские прозаики и пововсе, отринув фальшивый столичный лоск, живут, трудятся и помирают на малой родине. И русская поэзия, не обретя великого лидера, всё же не кончилась! Она обретается в больших и малых губернских городах от Вологды до Владивостока .вьёт долговечные гнёзда в Перми, Екатеринбурге, Саратове, Волгограде, Краснодаре, предпочитая скромный книжный лист сиянию телевизионных софитов. Наконец обосновалась – таки в уездных, сиречь – районных городках и станицах. Члены Союза писателей России Виктор Ростокин, Николай Милованов, Александр Рогозин живут в Еланском и Алексеевском районах, в городе Волжском, сомобытный поэт Виктор Паршин славит степные края из Ленинска. И ныне к ним по праву можно отнести поэта и неистового «культурника» Николая Дранникова из благословенной станицы Клетской с меловых берегов Дона. То, что Дранников создан для поэзии, видно из – под руки или, если хотите, невооруженным. Он меньше всего умеет хаять, предпочитая любить, корить, нежели высокопарно восхищаться. И в словесную драку полезет только за правое, святое дело. Чтит старину, её преданья и небывальщины, что присуще всем говорливым казакам. Словом, Николай – плоть от плоти своего народа и полынно – горьковатой земли, волновой гребень среброрукого Дона. Ещё трогают его сердце простоволосые дерева: грушины, Сливины, дикие яблони, любуется он махровым татарником и колючим терновником, воспевает удаль задиристого хуторского петуха! Читая Дранникова, хочется забросить городские дела и сбежать куда – нибудь на заиленные плёсы, в чертополох, в лопухи, за кривые осины.Таково простодушное таинство его поэзии.
Я всё – таки надеюсь, что умру
Под утро и в своей постели,
Когда скворцы, зарянки, свиристели
Взметнут над миром трепетные трели
И солнце заалеет на юру…
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку № 5
Где-то в середине 60-х годов знаменитый советский поэт Ярослав Смеляков, отважно редактируя очередной ежегодный сборник «День поэзии», натолкнулся в ворохе рукописей на стихотворение молодого волгоградского поэта «Лётчики» и следующие скупо-горделивые строки:
Просто жить нужно так,
Чтобы летчики видели,
Что ты лезвие чести
Не прячешь в ножны.
На земле, безусловно,
Нужны истребители,
На земле авиаторы,
Безусловно, нужны!..
Смеляков поднял к потолку корявый палец и своим навсегда простуженным лагерным голосом изрёк: «Вот так надо писать! И такое надо печатать в первую очередь!» А вскоре на очередном писательском съезде другой заметный поэт Василий Фёдоров отметил в докладе творчество Артура Корнеева уже во всероссийском масштабе. Меж тем Артур жил и творил в Волгограде по своим установкам и правилам, свойственным каждому поэту, мало обращая внимания на приятельские похлопывания по плечу. Одна за другой в Москве и Волгограде выходили книги стихов: «Я вырос в рабочем посёлке», «Характер», «Разговор с матерью» и другие. Корнеев считался поэтом рабочего класса видимо по названию первой книжки и поэме «Рабочий». В его сначала холостяцской, а после и семейной квартире постоянно кишела, бурлила и пенилась журналистская и писательская братия, поэты из райцентров находили приют и ночлег, звенела гитара и заливалась слезами самодеятельная гармония. Почиталось за честь попасть к нему на новогодний праздник, где зачастую неожиданно задавали тон бравые армейские и милицейские полковники, ибо воинскую форму Артур почитал всю жизнь. А посреди этого корнеевского бесконечного табора незнамо как и неведомо создавалась тонкая и едва ли не застенчивая корнеевская лирика, до сих пор более всего ценимая в его творчестве:
…Изумлённые черти
В печной затихали трубе,
Когда, круглый растратчик,
Приносил я из магазина
Сайку хлеба – себе,
Ржавых килек – себе,
А тебе – два лучистых,
Два золотых апельсина.
В 2001 году Артур Корнеев стал лауреатом Всероссийской литературной премии «Сталинград» за высокопатриотические произведения последних лет. А вернее сказать, за всю свою честную литературную жизнь.
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку № 6-9
Владимир Овчинцев друзьями называет не всех, но доброе слово о человеке говорит чаще, чем худое. Его любят и не любят, что совершенно естественно для нормального человека, однако уважительный интерес к нему куда значительнее отстранённого равнодушия. Это о многом говорит. Умный Овчинцев не терпит лести – глаза делаются колючими, скулы напряжёнными… В кругу волгоградских литнраторов, даже в самой дружеской его части, Овчинцев считается начальником, большим человеком из главного административного дома области, способным многое решить, во многом помочь. В одном человеке сошлись две трудно совместимые ипостаси: лирик и политический деятель, романтик и экономист – прогматик. При этом успешен и там, и там. Сосредоточенный, сдержанно – строгий, элегантный, он вечно спешит по делам. Он выбрал свою судьбу и следует ей без сожаления. Реальная жизнь Владимира Овчинцева почти не оставляет ему времени на творчество. И всё же стихи появляются, удивляя остротой темы, неожиданностью её раскрытия. Так уж устроены его мозги. Ссориться он не любит, но умеет, если этого требуют обстоятельства, убеждения, корпоративная солидарность. Был он и комсомольским лидером, и партийным функционером. Беспокойный ум, взыскующая душа понуждали искать верное решение в вечной российской неразберихе политических идей и высоких перспектив – не для себя лично, а для всех нас, запутавшихся граждан бессистемных систем. О сбивался, впадал в сомнения, остро реагировал на потоки помойной критики в свой адрес, временами порывался плюнуть на всё и уйти в тихую частную жизнь, в поэзию, в семейную благодать. Но не получалось… Не получится и впредь Принадлежность к элитам – штука заразная. Власть, она и тешит, и мучит, и кормит, и карает. По рождению Владимир Овчинцев – простой городской мальчишка из Вишнёвой балки. Отец и мать – рабочие люди – Царствие им Небесное! Они пережили много бед и скорбей и сына своего научили главному: трудолюбию, милосердию, открытости. Свою судьбу Володя взнуздывал не из дешёвых амбиций. Но из ответственности перед трудной жизнью родителей. Это как клятва – стать человеком в память о них. И он стал человеком. Получил блестящее образование, преодолел инерцию легкого пути, развил в себе поэтический росток до высокого профессионального уровня. Владимир Петрович Овчинцев – сильный человек , способный на выбор, на поступок, но… увлекающийся. Взять хотя бы творческий конкурс «Провинциальная муза» : став директором его фонда, а по сути – идеологом, так «раскочегарил» дело, что участвовать в «Провинциальной музе» стало престижным для творческих людей Волгограда самого высокого уровня. У него трое сыновей, масса нуждающихся родственников, ряды друзей – товарищей… Всем нужно помогать, тянуть лямку, подставлять плечо. Владимир Петрович возглавляет в областной думе комитет социальной защиты, входит попутно во фракцию «единороссов». На столе – фотография, где он снят с серьёзным человеком на руках. Это младший сын Серёжка. Именно ради него Овчинцев спорит и воюет с оппонентами, ищет социальной гармонии в мире, а по ночам вбрасывает в компьютер десять – двенадцать стихотворных строчек, видимо, сожалея, что на большее сил и времени не хватает. А утром снова дума, комитет, фракция и …чувство вины перед недосказанным поэтическим словом.
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку № 10
1. Оформление стенгазеты о волгоградских поэтах.
2. Составление альманаха
3. Оформление книги карманного формата «Мой любимый поэт – земляк».
4. Разработка сценария игры – путешествия по творчеству поэтов земли волгоградской.
5. «Мои первые пробы пера» (стихи сочиняем сами).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Овчинцев В. П. Снега полей:стихи,проза,публицистика / Волгоград: Издатель, 2005.
2. Иванов Г. В. Стихотворения. Волгоград: Издатель, 2007.
3. Максаев А.В. мы любили огнём небесным: Стихотворения, поэмы. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2002.
4. Ростокин В.А. Смирение: стихи. Волгоград: Издатель, 2006.
5. Попов В.Н. Росинки жизни: стихи. Волгоград: Издатель, 2004.
6. Чертушкин В.В. Феникс: Стихи, поэма.- Волгоград: Государственное учреждение «Издатель»,2001.
7. Хрипунова Е.В. Летейские сюжеты: Стихи- Волгоград: Издатель,2004.
8. Полануер А. Встречный поезд: Стихи и поэмы. – Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2002.
9. Косточко В.И. Весна в снегу: стихи – Волгоград: Издатель, 2006.
10. Шевцова Л.А. Два крыла. Стихи. – Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2002.
11. Дранников Н.И. Лад небесный: Стихи. – Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2002.
12. Корнеев А.А. Избранное: Стихотворения. – Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2003.
Категория: Уроки | Добавил: vassoch (2010.09.23) | Автор: Гегина Галина Викторовна
Просмотров: 3313 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz