Урок - деловая игра: «Милосердие на поле брани», обществознание, 9 класс - Уроки - Уроки - Деятельность школы - Сайт МКОУ "Васильевская СОШ"
Пятница, 2016.12.09, 12:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ "Васильевская СОШ"

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Деятельность школы

Главная » Статьи » Уроки » Уроки

Урок - деловая игра: «Милосердие на поле брани», обществознание, 9 класс

В игре участвуют две команды учащихся 9 классов. Игра рассчитана на 2 урока.

 

Разминка
 Необходимо дать определения терминов и понятий, на­звать события, связанные с датами.
За каждое правильное определение - 1 балл.

Карточки для первой команды  

Международное гуманитарное пра­во. (Отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм, основанных на принци­пах гуманности и направленных на ог­раничение последствий вооруженных конфликтов.)

Пацифизм. (Идеология, осуждающая всякие войны вообще и требующая ми­ра на Земле.)

Компромисс. (Соглашение на основе взаимных уступок.)

Вероломство. (Осуществление враждебного акта под прикрытием права на защиту, например, симули­рование сдачи в плен для последующего нападения).

Интернирование. (Принудительное задержание одним воюющим государ­ством граждан другого воюющего госу­дарства на время войны.)

Военнопленные. (Участники воен­ных действий, захваченные в плен не­приятельской стороной во время международного вооруженного кон­фликта.)

Потерпевшие кораблекрушение. (Военнослужащие и гражданские лица, подвергающиеся опасности на море или в других водах в результате несча­стья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или лета­тельным аппаратом, в условиях во­оруженного конфликта.)

Лица, непосредственно не участвую­щие в военных действиях. (Граждан­ское население, медицинский персонал, духовный персонал.)

Гражданские объекты. (Все объек­ты, не являющиеся военными объекта­ми.)

Декларация. (Документ, не имею­щий обязательной силы (носит реко­мендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.)

Духовный персонал. (Военные, на­пример, капелланы или гражданские лица, занятые исключительно выпол­нением духовных функций и придан­ные вооруженным силам, гражданским медицинским службам, формировани­ям гражданской обороны.)

1863  г. (В Женеве основан Междуна­родный Комитет Красного Креста.)

1864  г. (Принятие Женевской кон­венции, которая стала первым пись­менным  многосторонним  междуна­родным договором об отношении к ра­неным воинам.)

1954 г. (СССР присоединился к Же­невским конвенциям 1949 г.)

1948 г. (Принятие ООН Всеобщей декларации прав человека.)

Карточки для второй команды

Военные преступления. (Особо серь­езные правонарушения, совершенные во время международного вооруженно­го конфликта, за которые предусмот­рена уголовная ответственность.)

Гражданские лица. (Лица, не входя­щие в состав вооруженных сил.)

Парламентер. (Представитель от одной из воюющих сторон для перего­воров с неприятелем.)

Милосердие. (Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-ни­будь из чувства сострадания, челове­колюбия.)

Заложник. (Гражданин, насильст­венно задерживаемый с целью заста­вить власти страны, гражданином ко­торой является заложник, выполнить те или иные требования насильников.)

Пытка. (Действие, которым како­му-либо лицу умышленно причиняет­ся сильная боль или страдание, чтобы получить от него сведения или призна­ния, наказать или запугать его.)

Жертвы войны. (Раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, воен­нопленные, гражданское население.)

Лица, переставшие принимать учас­тие в военных действиях. (Раненые, больные или потерпевшие кораблекру­шение участники военных действий, военнопленные.)

Военный объект. (Объект, который в силу своего характера, расположе­ния, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное раз­рушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.)

Конвенция. (Международное согла­шение по какому-то специальному во­просу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.)

Геноцид. (Уничтожение отдельных групп населения и целых народов по ра­совым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.)

1867 г. (Указ об основании Россий­ского общества Красного Креста.)

1949 г. (Принятие четырех Женев­ских конвенций, каждая из которых включает положения, предоставляю­щие правовую защиту конкретной ка­тегории жертв вооруженных кон­фликтов.)

1945 г. (Образование Организации Объединенных Наций.)

1989 г. (Принятие ООН «Конвенции о правах ребенка».)

 

Закончи фразу

 

Командам предлагаюеся закон­чить пословицы, поговорки, афориз­мы, высказывания известных людей, цитаты из документов. За каждую фразу - 1 балл. Время для обсуждения 15—20 сек.

1. «Старый    девиз    права    войны: «Причини неприятелю весь возможный ущерб» уступил место новому закону...». («Не причиняй неприятелю больший ущерб, чем того требует цель войны», Ж. Пикте.)

2. «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно — научить­ся...», («...жить на Земле, как люди», Б. Шоу.)

3. «Война в одинаковой мере облагает данью мужчин, женщин и детей; но только с первых взимает кровь, со вто­рых — слезы, а с третьих...», («...и слезы, и кровь», У. Теккерей.)

4. «Когда завоевание завершено, по­бедитель...», («...не должен больше уби­вать», Ш. Монтескье.)

5. «Через гуманизм к...», («...миру», девиз МККК.)

6. «...на поле брани». («Милосердие...», девиз МККК.)

7. «Не   убивайте   жен   и   детей...». («...врагов ваших», мусульманский хадис.)

8. «Дружно за мир стоять...», («...вой­не не бывать», русская пословица.)

9. «Худой мир лучше...», («...доброй ссоры», русская пословица.)

10. «Свет  победит  тьму,  а  мир...». («...войну», русская пословица.)

 

Узнай документ

Необходимо определить, из какого документа прочитан отрывок. Время на размышление — 1—1,5 мин. За правильное выполнение задачи коман­да получает 4 балла.

1. «Генеральная Ассамблея уполно­мочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле под­держания международного мира и бе­зопасности... и делать в отношении этих принципов рекомендации Членам Организации или Совету Безопаснос­ти». (Устав Организации Объединен­ных Наций.)

2. «1. Государства-участники обязу­ются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфлик­тов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение. 2. Госу­дарства-участники    принимают    все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого учас­тия в военных действиях». (Конвенция о правах ребенка.)

3. «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Фе­дерации являются составной частью ее правовой системы. Если междуна­родным договором Российской Феде­рации   установлены  иные   правила, чем   предусмотренные   законом,   то применяются правила международ­ного договора».  (Конституция Рос­сийской Федерации.)

4. «Жестокое обращение с военно­пленными или гражданским населени­ем, депортация гражданского населе­ния, разграбление национального иму­щества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных меж­дународным договором Российской Фе­дерации, — наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет». (Уго­ловный Кодекс Российской Федерации.)

 

 

Зачеркни лишнее

 

Командам предлагаются листочки с текстом, в котором даются варианты от­ветов на вопросы:

Кого и что защищает международ­ное гуманитарное право в условиях во­оруженного конфликта?

Какие ограничения оно налагает в отношении оружия и методов ведения войны?
Время на выполнение задания — 2 мин. Максимальное количество бал­лов — 5.

Международное гуманитарное пра­во в условиях вооруженного конфликта защищает:

Раненых, военнопленных, потерпев­ших кораблекрушение, медицинский персонал, священнослужителей, граж­данское население.

Больницы, госпитали, жилые дома, школы, церкви, мечети.

Международное гуманитарное пра­во в условиях вооруженного конфликта запрещает:

Виды оружия: пули со смещенным центром тяжести, пластиковые мины, противопехотные мины, бактериологи­ческое оружие, токсинное оружие.

Методы ведения военных действий: вероломство.

 

Сигнал «SOS»

 

Выявить факты нарушения международного гуманитарного права в России и других странах. За этот кон­курс команда может получить 8 баллов. 

«Война и мир»

 Учащимся необ­ходимо выбрать те высказывания, которые со­ответствуют «духу» международного гуманитарного права.

1. «Безумствует  мир во взаимном кровопролитии, и убийство... именуется добродетелью,  если делается скопи­щем» (епископ Киприан, III в.).

2. «Война свята, божественное уч­реждение, один из священных зако­нов мира. Она поддерживает в людях все великие и благородные чувства: честь, бескорыстие, добродетель, хра­брость, — одним словом, спасает лю­дей...» (Мольтке).

3. «Хочешь мира — готовься к войне» (русская пословица).

4. «Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась» (русская посло­вица).

5. «Мир да лад — Божья благодать» (русская пословица).

6. «Чем ругаться, лучше собраться и подраться» (русская пословица).

7. «Война — незаживающая рана, которую получил мир» (Дж.Б.Прист­ли).

8. «Все на войне противоречит поня­тию гуманности, и всё в ней взывает к сохранению    гуманности.    Задача    и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайнос­ти» (О. Рюссбак).

 9.   «Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон).

10.  «На войне всякая идея человеко­любия — пагубное заблуждение, неле­пость» (К. фон Клаузевиц).

 Блицтурнир

 

Каждой команде предлагается отве­тить на десять вопросов, требующих ответа «да» или «нет». За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы для первой команды

1. Первым письменным многосторон­ним международным договором об отно­шении к раненым воинам стала Женев­ская конвенция 1949 г.? (Нет.)

2.  Согласно терминологии междуна­родного гуманитарного права военно­пленные являются «жертвами войны»? (Да.)

3.  Россия является участником Же­невских конвенций 1949 г.? (Да.)

4.  Эмблемой МККК является крас­ный крест? (Да.)

5. Запрещает ли международное гу­манитарное право использование дез­информации противника как метода ведения военных действий? (Нет.)

6.  Противоречит ли международ­ному гуманитарному праву зачисле­ние в армию 16-летнего добровольца? (Нет.)

7. Существует ли специальный меж­дународный уголовный суд по военным преступлениям? (Да.)

8. Международный Комитет Красно­го Креста (МККК) входит в структуру Организации  Объединенных  Наций? (Нет.)

9.   Первая   Женевская   конвенция 1949 г. обеспечивает правовую защиту гражданского населения во время вой­ны? (Нет.)

10.  Является ли в Российской Феде­рации уголовным преступлением жес­токое обращение с военнопленными? (Да.)

Вопросы для второй команды

1.  СССР присоединился к Женев­ским конвенциям 1949 г. в 1989 г.? (Нет.)

2.  Международное   гуманитарное право и право прав человека идентич­ны? (Нет.)

3.  Штаб-квартира Международного Комитета Красного Креста (МККК) на­ходится в Гааге? (Нет.)

4. Запрещает ли международное гу­манитарное право использование про­тивопехотных мин? (Да.)

5.  В настоящее время МККК осуще­ствляет свою деятельность в 100 стра­нах мира? (Нет.)

6.  Принуждение   военнопленных служить в вооруженных силах про­тивника является военным преступле­нием? (Да.)

7.  Деятельность    Международного Комитета  Красного  Креста  (МККК) финансируется правительством США? (Нет.)

8.  В 1949 г. в Женеве было принято 4 конвенции по международному гума­нитарному праву? (Да.)

9.   Вторая   Женевская   конвенция 1949 г. обеспечивает правовую защиту военнопленных? (Нет.)

10.  Российское общество Красного Креста было основано в XIX в.? (Да.)

 

Подведение итогов

Категория: Уроки | Добавил: vassoch (2008.01.14) | Автор: Зинченко Татьяна Петровна
Просмотров: 2380 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz