Урок истории «Вторжение крестоносцев. Александр Невский» - Уроки - Уроки - Деятельность школы - Сайт МКОУ "Васильевская СОШ"
Пятница, 2016.12.09, 12:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт МКОУ "Васильевская СОШ"

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Деятельность школы

Главная » Статьи » Уроки » Уроки

Урок истории «Вторжение крестоносцев. Александр Невский»

«Вторжение крестоносцев. Александр Невский»

 

Цели

1. Обобщить знания учащихся о монголо-татарском нашествии на Русь;

2.   Исследовать военный аспект противостояния Северо-Западной Руси и крестоносцев;

3.   Раскрыть черты личности Александра Невского как русского князя, воина, государственного деятеля;

 

Оборудование

Учебник;

карточки для опроса;

тексты с отрывками из лето­писи;

портреты Александра Невско­го, Чингисхана, Батыя;

хрестоматия по истории Рос­сии, информационное обеспечение урока.

 

На доске эпиграф: Гордиться славою своих предков не только можно,

                                  но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие.

                                                                                                           (А.С. Пушкин)

1. Проверка домашнего задания

2. Работа по карточкам

 

Карточка 1

Нашествие Батыя на Русь

(Рассказ Ипатьевской летописи об обороне Козельска)

 

«...Так Батый разорил город Вла­димир, попленил города суздаль­ские и пришёл к городу Козелъску, а в нём был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и ре­шили не сдаваться Батыю, сказав:

Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от Бога получим". Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах реза­лись с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Ва­силии не известно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козель­ском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трёх сыновей темниковых. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов...»

Задание: опишите героическую оборону Козельска, проанализиро­вав весь текст. Какое впечатление произвёл на вас рассказ о жителях города? Что о них можно сказать? Как к ним относится автор? Дока­жите своё мнение.

 

Карточка 2

При осаде Батыем Рязани вла­димирский князь не пришёл на по­мощь осаждённому городу, считая его князя своим соперником.

Для какого политического устройства общества характерно это событие?

 

Карточка 3

Работа по карте.

1. Назовите города, оказавшие наибольшее сопротивление монго­ло-татарским завоевателям.

2. Укажите места и годы вос­станий против монголо-татарского ига.

3. Видно ли по карте, почему монголо-татарам удалось покорить Русь в XIII в.?

4. Сопоставьте территорию Зо­лотой Орды и Руси. Что можно за­ключить из этого сопоставления?

 

Карточка 4

Вот два высказывания совре­менников о татарском нашествие и его последствиях.

«И во граде (Рязань) многих людей, и жён, и детей мечами посекли... и весь город пожгли и всю красоту знаменитую...»

А теперь о Владимире: «Навёл Он (Бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, народ не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей... Разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптаны святыни... кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших. Сёла поросли сорной травой, смирилось величие наше, погибла красота наша».

Задание: опишите пережива­ния современников. О чём они сокрушаются? Что общего между обоими отрывками?

 

3.  Историческая разминка

1)  Какое имя получил Тэмучэн после объединения монгольских племён? (Чингисхан.)

2)  В каком году состоялось пер­вое сражение между русскими дружинами и монголами? (1223 г.)

3)  В каком году началось монго­ло-татарское нашествие на Русь и кто его возглавил? (1237 г., Батый.)

4)  Какой русский город мон­голы прозвали «злым городом»? (Козельск.)

5)  Как называлась ханская гра­мота, утверждавшая назначение русского князя? (Ярлык.)

 

4.  Фронтальная беседа по вопросам

Назовите причины успешных завоевательных походов татаро-монгольского войска.

♦ Чем объяснить поражение русских дружин в битве на Калке?

♦ В каком году началось нашест­вие монголо-татар на Русь? Кто его возглавил?

♦ Что такое ордынский выход? Какова его задача?

♦ С какой целью была проведе­на перепись населения?

♦ Какое сословие было осво­бождено ханами от уплаты нало­гов? Почему?

♦ Какое значение имели народ­ные восстания против ордынского владычества?

 

5. Изучение нового материала

1.  Постановка проблемы

На доске: Почему во второй половине XIII в. удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?

Учитель. В то время, когда Ба­тый опустошал юго-западные русские земли, Северо-Западная Русь столкнулась с новой опас­ностью, грозящей из Прибалтики. Ливонские и тевтонские рыцари готовили удар по русским землям. Первыми начали шведы, которые в июле 1240 г. высадились отрядом в устье Невы. Они хотели овладеть землями по берегам Финского за­лива и закрыть русским выход на Балтику.

В то время в Новгороде пра­вил 20-летний князь Александр Ярославич, который с небольшим отрядом выступил к Ладоге.

15 июля 1240 г. русские дру­жинники подошли к Неве, где со­стоялось ожесточённое сражение. Шведы были разбиты и бежали. Победа Александра предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и Ладожского озера. К имени князя прибавилось почёт­ное прозвище «Невский».

 

2.  Работа по источникам

Задание: прочитайте фрагмент летописи «О шести храбрых му­жах» и ответьте на вопросы:

  О каких шести мужах идёт речь в данном отрывке?

♦ Как автор описывает подвиги этих храбрых мужей, какие черты характера им присущи?

 

О шести храбрых мужах

(отрывок из летописи)

«В полку великого князя Алек­сандра оказалось 6 мужей храбрых, которые вместе с ним мужественно сражались. Первый, Гаврило Алексеич, наехал на корабль и увидел королевича и поехал по сходням до самого корабля, и все бежали перед ним, а возвратившись обратно, бро­сили его вместе с конём со сходен в море. Божиим же заступничеством он вышел невредим и, опять напав­ши, ожесточенно бился с самим воеводою посреди полка шведов, и тут был убит воевода шведов Спиридон и епископ их. Второй же новгородец, именем Сбыслав Якунович, много раз нападал, бился одним топором, не имея страха в сердце, и несколько человек пало от руки его, и все подивились его силе и храбрости. Третий же — Яков Полочанин, бывший ловчим у князя (Александра), напав на полк с мечом, ожесточённо сражался, и похвалил его великий князь. Четвёртый же новгородец, именем Миша, напав пешим с дружиною своею и погубил три корабля шве­дов. Пятый же из молодших людей, некто по имени Савва, напав на великий златоверхий шатёр, под­сёк его столб, шатёр упал, а полки Александровы, увидев падение шатра, обрадовались. Шестой же, один из слуг Александра, по имени Ратмир, бился пешим, был окружён многими шведами, упал от многих ран и скончался. Всё это я слышал от господина своего, великого князя Александра, и от других, которые в то время принимали участие в битве... Уцелевшие же шведы побежали посрамлёнными, а трупами своих убитых воевод наполнили три корабля, а для остальных убитых выкопали ямы и набросали в них бесчисленное количество трупов. Многие другие шведы были ранены и побежали той же ночью. Новгородцев же пало: Константин Луготинич, Юрата Пинящин, Намест, ...а всего пало двадцать мужей вместе с ладожанами. Великий же князь Александр Ярославич возвратился с великою победою в Новгород...»

 

Учитель. Александр Ярославич вернулся в Новгород. В том же 1240 г. ливонские рыцари захва­тили Псковскую землю. Между тем вскоре после Невской битвы Александр рассорился с новгород­цами и ушёл к отцу в Переяславль. Ввиду немецкой угрозы вече вновь пригласило его на престол. В 1241 г. Александр Невский отбил у немцев Псковскую землю, после чего вторгся во владения дерптского епископа. Передовой отряд нов­городцев был разбит рыцарями. Узнав об этом, князь стянул свои силы к Чудскому озеру и занял позицию на льду.

 

3.  Просмотр анимационного фильма "Ледовое побоище"

 

4.  Работа по источникам

Задание: прочитайте вслух фрагмент летописи «Ледовое побо­ище» и ответить на вопросы:

♦ Почему на озере не было вид­но льда?

♦ Что означает выражение ле­тописца «гнали их русские с боем, как по воздуху...»?

 

Ледовое побоище

(отрывок из летописи)

«Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что лёд на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)»

 

Учитель. Полководческий та­лант Александра Ярославича отра­жён в житиях, сказаниях и других литературных произведениях различных времён. А сейчас мы посмотрим, как изучаемые нами события показаны в фильме из­вестного режиссёра Сергея Эй­зенштейна.

 

Просмотр фрагмента худо­жественного фильма «Александр Невский».

 

Учитель. В результате победы Александра Невского на Чудском озере Орден вынужден был при­слать в Новгород послов и отка­заться от агрессивных замыслов по отношению к Руси. Победа над крестоносцами пресекла попытки утвердить на Руси католицизм.

 

7.  Рассказ учащегося, получив­шего опережающее задание о древнерусском оружии — мече.

 

Ученик. У восточноевропейских народов, как и у народов Западной Европы, одним из основных видов холодного оружия являлся меч. Те образцы мечей, которые были ха­рактерны для вооружения русских воинов, условно подразделяются на две основные группы — каро­лингские и романские.

Мечи, относящиеся к так назы­ваемому романскому типу, отно­сятся к периоду XIXIV столетий. Всего на территории Древней Руси было обнаружено 75 подобных мечей.

По своим весовым характери­стикам и размерам они несколько уступают образцам каролингского типа. Романские мечи второй половины XII в. легче — весят около 1 кг, имеют меньшую длину — около 86 см, а ширина их клинков на 0,5— 1,5 см уже, чем у мечей X столетия. Долы клинков суживаются и пре­вращаются в узкий желобок.

Однако во второй половине XII столетия и особенно в первой половине XIII столетия вновь на­блюдается утяжеление рубящего оружия, обусловленное усилени­ем доспехов. Появились довольно длинные, до 120 см, и тяжёлые, до 2 кг, мечи, превосходящие по своим параметрам даже образцы IXX вв. Изменилась и конструк­ция рукоятей. Перекрестия мечей вытянулись и стали достигать в длину до 18—20 см (по сравнению с перекрестиями предыдущих образцов, длина которых состав­ляла 9—12 см). Для того чтобы меч во время рубки не зажимал кисть руки, стержень его рукоятки уд­линили до 12 см. Клинки мечей приобрели вполне определённые заострения на конце, так что те­перь мечом стало удобно не только рубить, но и колоть. Романские клинки, как и каролингские мечи, были по большей части помечены клеймами западных мастеров.

На территории Древней Руси несомненно существовало своё собственное клинковое производ­ство. Однако приходится конста­тировать, что количественно пре­обладали всё же изделия западных оружейников.

 

6.  Закрепление нового мате­риала

 

Фронтальный опрос

Назовите причины, по кото­рым во второй четверти XIII в. воз­никла угроза для Руси со стороны западно-европейских соседей.

♦ Почему удалось отстоять севе­ро-западные рубежи Руси?

♦ Какое значение имели битвы 1240 и 1242 гг.?

♦ Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учреждён орден Александра Невского?

 

7.  Подведение итогов, домаш­нее задание

Категория: Уроки | Добавил: vassoch (2008.01.14) | Автор: Зинченко Татьяна Петровна
Просмотров: 8472 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz