Цели урока: Закрепить вычислительные навыки по теме;
совершенствовать умения решать задачи, уравнения;
продолжить работу над геометрическим материалом;
воспитывать любовь к природе, искусству, поэзии.
Оборудование: ребус, вагончики с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение.
- В начале урока займемся устным счетом.
- Наименьшее четырехзначное число разделите на 500 и припишите впереди наименьшее однозначное число . (12).
- Сумму двух наименьших четырехзначных чисел уменьшите на 39. (1961).
- Как называется четвертый месяц по счету? (Апрель).
- Какая получится дата? (12 апреля 1961 года. Учитель записывает дату на доске).
- Как узнать, сколько лет прошло с того времени? (Отнять от сегодняшней даты эту дату).
- Хотите узнать, за сколько минут облетел Гагарин весь земной шар? (Да).
- Тогда 54 увеличьте в 2 раза и переведите это значение в часы и минуты.
(54 х 2=108 мин. = 1ч.48мин.).
- Чтобы узнать, как называлась космическая ракета, на которой летал Юрий Гагарин, надо отгадать ребус. (Восток).
- Ребята, Земля, если посмотреть на нее из космоса, голубая с коричневыми, желтыми, зелеными пятнами. Голубые пятна – это вода, она занимает 3/4 поверхности земного шара. А сколько приходится на сушу? (На сушу приходится 1/4 часть).
- На суше очень разнообразный животный и растительный мир. Знаете ли вы, что в разных уголках Земли из-за разных климатических условий баобаб растет 4000 лет, а лиственница – 400? Во сколько раз баобаб живет дольше? (В 10 раз).
- Сосна может прожить 600 лет, ель – вдвое дольше сосны, а дуб – на 800 лет дольше ели. Сколько лет живет дуб? (Дуб живет 2000 лет).
- Ель может жить 1200 лет, а рябина – на 80 лет меньше. Сколько лет может жить рябина? (Рябина может прожить 1120 лет).
- Береза прожила уже 50 лет, что составило 1/5 часть продолжительности ее жизни. Сколько лет может прожить береза? (Береза может прожить 250 лет).
- Высота кавказской пихты 60 м, она в 2 раза выше сибирской пихты. Какова высота сибирской пихты? (Высота сибирской пихты 30м.).
- Что необходимо для жизни растений? (Свет, тепло, вода).
- Осина за день поглощает 66л. Воды, а береза- 60л. На сколько меньше береза поглощает воды? (На 6 литров).
- А зачем нужны деревья на земном шаре? (Они поглощают углекислый газ и дают кислород).
- Их называют легкими планеты. Как их надо беречь? (Не обрывать листья, не ломать ветки, нельзя на деревьях делать надписи).
- Надо беречь нашу планету, она такая маленькая и хрупкая. Многие поэты и писатели в своих произведениях очень красиво описывают природу. Они учат нас любить и беречь ее, замечать ее красоту. Послушайте стихотворение. (Дети слушают грамзапись стихотворения А.С. Пушкина).
- Кто его написал? Вы узнаете, если ответы по устному счету расставите в порядке возрастания. (Это Александр Сергеевич Пушкин).
- Правильно, а какие произведения Пушкина вы знаете? (Дети называют произведения).
3.Тема урока.
- Сегодня мы совершим математическую экскурсию в страну сказок и стихотворений Александра Сергеевича Пушкина. Вспомним приключения сказочных героев, а заодно повторим и закрепим тему «Действия с многозначными числами», решим примеры, задачи и подготовимся к решению уравнений в пятом классе, разберем геометрический материал. Итак, в путь!
Отправимся мы на паровозике «Дружный». Помните: сказочные герои приготовили нам задания, которые мы должны решить. (У каждого ученика вагончик с заданием).
- Садимся в вагоны и поем песню. (Дети поют первый куплет песни «Мы едем, едем, едем в далекие края…»).
- Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? (Весна).
- Легко и весело на душе весной. Давайте сделаем остановку, выйдем и подышим свежим воздухом. Но где это мы оказались? ( Дети смотрят на рисунок и говорят, где они находятся - у лукоморья. Ученик читает отрывок «У Лукоморья»).
- С помощью каких геометрических фигур изображен на доске ученый кот?
На доске рисунок. ( С помощью прямоугольника, треугольников, круга.).
- Хотите послушать одну из сказок кота? ( Да).
- «Жил-был гном. Одинокий старый гном. Такой же старый и печальный был и его домик: покосившиеся стены, прохудившийся пол и грустные окна – глаза. (Учитель вывешивает рисунок). «Хорошо хоть, что он еще похож на четырехугольник,» – думал гном по вечерам. А ведь когда-то в молодости его домик имел другой вид и улыбался каждому встречному. Вот такая грустная сказка, давайте придумаем ей счастливый конец. (Дети выполняют задание).
- А как отремонтировать домик, чтобы он снова был крепкий и веселый? (Нужно назвать признаки прямоугольника).
- Посчитаем площадь, которую занимает пол в домике у гномика.
( Дети записывают в тетрадях):
а -350 см. 350 - 250=100(см)
в на 250 см. меньше, чем а 350 х 100=35000(см²)
=? см² (дм²) 35000 см²=350 дм²
- Поможем гномику расставить 5 стульев так, чтобы у каждой стены было по 2 стула. (Дети выполняют задание).
- А как можно назвать прямоугольник, если длины всех сторон равны между собой? ( Квадрат).
- Вот мы и познакомились с ученым котом, узнали много интересного. Садимся, едем дальше. Послушайте, кто-то кричит. (Звучит грамзапись).
- А в какой сказке Пушкина тоже есть море и сказочный персонаж, живущий в нем? (В « Сказке о рыбаке и рыбке».Ученик читает отрывок из сказки).
- Давайте остановимся и заглянем в сказку. (Дети смотрят сценку, которую исполняют два ученика - золотая рыбка и старик):
Рыбка: Будет тебе, старик, удача в ловле рыбы, если решишь такую задачу. Предположим, ты, старик, поймал 108 рыбок, 1/2 часть ты засолил, а остальную рыбу твоя старуха пожарила на сковородке, причем на сковороду помещается 3 рыбы. Сколько раз старухе придется использовать сковородку?
(Дети помогают старику решить задачу).
1) 108 : 2 х 1 = 54(р.)
2) 108 – 54 = 54(р.)
3) 54 : 3 = 18(раз)
- Если будет удача, будут старики голодные? (Нет).
- Какая была старуха в сказке? (Злая, сварливая, вечно чем-то недовольная).
- Чему учит сказка? ( Доброте, умению ценить все хорошее).
- Помогли старику, а теперь нам пора ехать дальше. Давайте откроем окна. Что слышим? (Звучит грамзапись «Голоса птиц»).
- Послушайте отрывки из стихотворений Пушкина, которые он посвятил нашим пернатым друзьям. ( Несколько детей читают отрывки из стихотворений):
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины.
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны…
Стрекотунья - белобока
Под калиткою моей
Скачет пестрая Сорока
И пророчит мне гостей…
В лесах, во мраке ночи праздной,
Весны певец разнообразной
Урчит и свищет, гремит,
Но бестолковая кукушка,
Самолюбивая болтушка,
Одно ку-ку свое твердит…
- А знаете ли вы, что кукушка за 60 минут съедает 100 гусениц, принося тем самым большую пользу лесу? Посчитайте, сколько гусениц она съест за неделю, если будет питаться по 6 часов в день. (Один ученик решает у доски, остальные в тетрадях).
На доске:
60 мин.-100 гус.
1 день-6ч.
1 неделя -? гус.
6 х 7=4200 (гус.)
Ответ: за неделю кукушка съест 4200 гусениц.
- Видите, какую пользу приносят птицы? Как надо заботиться о них?
Приучайте птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
( Надо делать кормушки).
- Давайте узнаем, сколько птиц сидит на этих кормушках. А узнаем мы это, решив уравнение: (х+15) х 9 = 189
х +15 = 189 : 9
х +15 = 21
х = 21 – 15
х = 6
- Один человек, если сделает и повесит кормушку и будет в нее насыпать корм, может спасти от голодной смерти очень много птиц. А теперь нам пора домой. Поем песенку. (Дети поют):
Мы ехали, мы пели
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.
4. Подведение итогов урока.
Учитель выставляет оценки.
- Маленькая, хвостатенькая, не лает, не кусает, а из класса в класс не пускает. Что это? (Двойка). Я желаю, чтобы в пятом классе вы заслужили доверие и уважение и отметку «два» никогда не получали.
5. Домашнее задание. |