1. Общие положения.
1.1. Классный руководитель содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка. Для чего:
- Изучает особенности развития, состояния здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать.
- Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам).
- Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным).
- В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению.
- Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии.
1.2. Цели воспитательной деятельности классного руководителя:
- Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).
- Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития, самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.
- Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в классном сообществе.
1.3. Классный руководитель осуществляет работу по развитию сплоченного классного коллектива:
- Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций с целью гуманизации межличностных отношений.
- Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в трудовых десантах, воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.
- Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо – идти на компромисс.
- Изучает на классных часах вопросы прав человека, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.
1.4. Классный руководитель осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
- Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей.
- Поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами.
- Организует и участвует в педконсилиумах по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.
- Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, предметных олимпиад, недель, кружков.
- Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования.
- Содействует получению дополнительного образования воспитанников через систему кружков, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в учебе эти виды занятости могут быть единственным условием самореабилитации и предупреждения девиантного поведения.
1.5. Классный руководитель:
- отвечает за отработку летней трудовой практики учащихся своего класса, доведя до всех учащихся и их родителей графики отработки и проконтролировав выполнение этих графиков.
- Проводит родительские собрания, дает консультации, привлекает родителей к помощи школе.
- Организует дежурство, коллективную уборку класса, мобилизует усилия детей и родителей для ремонта класса, школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей.
- Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья учащихся во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.
- Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
- Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации.
2. Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя
2.1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели – 2,5 часа, что составляет 13% от ставки учителя.
2.2. Классный час проводится 1 раз в неделю по расписанию.
2.3. Количество воспитательных мероприятий – не менее 2 дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. Мероприятие должно быть хорошо подготовлено, его программа (сценарий) и другие материалы хранятся педагогом в течение года и предоставляются в случае необходимости администрации при отчете за учебный год.
2.4. Количество родительских собраний – не менее одного в четверть.
2.5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.
2.6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.
2.7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
3. Права классного руководителя
3.1. Классный руководитель имеет право:
3.1.1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, Совета школы, профсоюзных и других органов школы.
3.1.2. выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
3.1.3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».
3.2. Классный руководитель не имеет права:
3.2.1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом.
3.2.2. Использовать отметку для наказания ученика.
3.2.3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
4. Классный руководитель должен знать
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенцию о правах ребенка
- Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию
- Школьную гигиену
- Педагогическую этику
- Теорию и методику воспитательной работы
- Основы трудового законодательства.
5. Классный руководитель должен уметь
- Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.
- Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
- Составить план воспитательной работы в классе.
- Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников, провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер.
- Анализировать собственную деятельность и ее результаты.
- Организовать и провести родительское собрание.
- Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе. |